вторник

Статья о Х-м Венецианском Бьеннале Архитектуры. (2006г.)

РУССКИЕ НА Х-ом ВЕНЕЦИАНСКОМ БЬЕННАЛЕ АРХИТЕКТУРЫ.

  В Венеции только что (на самом деле в 2006 г.) прошла десятая Архитектурная бьеннале по теме "Города. Архитектура и общество". Тема выставки была переименована ее главным куратором Ричардом Бердеттом буквально накануне открытия. До этого тема называлась более интригующе - "META-CITIES".

Корректировка названия произошла , видимо в связи с тем, что многие участники выставки, несмотря на консультации с Бердеттом, пошли значительно дальше, чем предлагалось программой участия, и с явным экстремальным уклоном. Так, вместо того, чтобы предлагать новые решения в архитектурно- социально- экологической перестройке мира, в экспозиции ярким рефреном (практически в 25-30% экспозиций) прошла тема глобальных катастроф и реальных катаклизмов, потрясших мир своей природной безжалостностью, периодической неизбежностью, а также незащищенностью общества перед сюрпризами планеты, пародоксальным стремлением к самоуничтожению, разрушению цивилизации, падению моральных и эстетических основ, отсутствию равенства перед декларируемыми ценностями современного общества. 

Тема урбанистики прозвучала впервые за много лет существования этого самого яркого архитектурного шоу мира. Данная глубочайшая тема, с виду лишенная зрительной привлекательности, но вполне понятная настоящим архитекторам и урбанистам, оказалась сложным орешком для экспозиционеров, который, к слову сказать, в некоторых экспозициях был просто мастерски разделан и разложен на эмоциональные молекулы на манер аналитической живописи П.Филонова.

Публика и папарацци, привыкшие к традиционно понятным и красивым картинкам и макетам зданий будущего, похожих на экзотических марсиан и годящихся для публикации в любых журналах вплоть до Плейбоя, получили взамен бесконечно огромный зрительный ряд страшных, удручающих своей безысходностью впечатлений, намеков, жестов, артистически поставленных шумов мегаполисов, оглушающей музыки аэропортов и переполненных автострад, масс одетых, обнаженных, напуганных и озабоченных толп людей, спешащих на работу и домой, отдыхающих на траве и асфальте, занимающихся производством детей в стандартных боксах и антисанитарным сексом на бегу.

Экспозиции наполнены впечатляющими неподвижными и движущимися инсталляциями, диаграммами, иллюстрирующими перенаселенность планеты, этнографическое выравнивание, преступность, всемирную автомобилизацию, всепоглощающий информационный и предметный китч, разбавленный фастфудами и игровыми автоматами в благополучных городах и голодом в остальном мире.

Море аэрофотовидеосъемки городов, акваторий, сельских поселений, незаполненных людьми жизненных пространств, как перспективных территорий для заселения и разрушения, выполненных с завидным разрешением в пикселах (вплоть до того, что "переснимать с мониторов вообще, русским в частности, и тыкать пальцем в спичечные коробки на снимках благополучных городов - не рекомендуется") и масса слайд-фильмов и отдельных кадров ржавых муравейников-мегаполисов, прорезанных транспортными коммуникациями, и снятых из космоса с эффектом жестокой безысходности. 

  Общее впечатление от павильонов выставки - море мерцающего света и в противовес - настораживающая, раскрашенная как на похоронах темнота; не в большом количестве, но очень качественные макеты из стекла, поликарбоната, дерева, нарочито беглые макеты из картона, бытовой пластмассы, склеенного и сваренного бесформенного бытового железа; инсталляции из золота компьютерных плат, иллюстрирующих преходящие ценности нашего времени, элегантные никелированные установки и по-российски бесшабашные конструкции из самых непредсказуемых материалов: детско-юношеских наборов, склянок и предметов взрослой парфюмерии и флаконов, разрушающих озоновый слой Земли.

Океаны цифровой аналитической и постфактической информации на английском и итальянском языках, завершающейся иногда на выходе огромными вопросами: "куда мы идем и что дальше делать?".

Впечатляющие приемы (от Массачусетского университета) отслеживания передвижения людей с помощью перехвата их мобильников и, как результат, динамическое и ускоренное изображение карты передвижения масс людей; впечатляющая статистика бешеного прироста городов в последние десятилетия.

Почти политэкономически корректная (марксо-энгельсовская) причина роста городов: где-то победа режима, где-то новая нефтяная скважина, где-то Милленеум, где-то по-дарвински просто кушать нечего в деревне. 


Это общее впечатление от выставки. Теперь пробежимся по некоторым запомнившимся павильонам.

Наиболее вместительный павильон в парке Современного искусства - это, естественно, павильон Италии. Павильон стар, как самое Бьеннале, но тотально облепленный, вплоть до круглых колонн, качественными баннерами со снимками мегаполиса с самолета, производил вполне достойное впечатление.

На фоне этого дизайнерского "новодела" 10 сентября состоялось открытие бьеннале с участием мэра Венеции и куратора выставки Р.Бердетта. Там же в день открытия состоялось награждение "Золотым львом за жизненный вклад в архитектуру" гражданина Британии, лорда и звездного архитектора Ричарда Роджерса.
Мы, как говорится, в то утро там были, но по усам не попало. Зато в зале, посвященном зависимости градостроительства от социального строя, "попало" всем социалистам и демократам, начиная от утопистов Франции 17-18 века и кончая г-ном Ельциным с теперешним президентом: ну не хотят понимать наших проблем! 

Во французском павильоне, скачав идею из русской инсталляции предыдущей Бьеннале 2004, в качестве живой экспозиции, пропагандируя настоящий диалектический материализм и многослойность бытия, не забывая про релаксацию на крыше в трусах и без оных, и размещаясь на этажерке строительных лесов, участвовали студенты французских архитектурных ВУЗов, повара из Марселя и старушки с Монмартра. Выставку снаружи охраняли итальянские карабинеры. Потому, что желающих на вечерний сладкий пирог было много.

Редкие павильоны были выполнены в традиционном для прочих международных выставок "мажоре". Из "позолоченных" экспозиций можно отметить павильон Японии, где предпочтение отдавалось экологичным, традиционным видам жилища из дерева, экстравагантным поселениям на ветках деревьев, из мокрого песка и глины, встроенным в холмы и в виде камней заигрывающих с природой.

  Интерьер павильона скандинавских стран отличался абсолютно элегантной простотой и конкретной "алвараалтовской" связью с природой, (живые деревья в интерьере, прорезающие крышу и натуральные пихтовые иголки, видимые сквозь пропиленовую пленку, небрежно накинутую на балки).

Основной темой студенческих и профессиональных проектов было устройство поселений за Полярным кругом. Уютно и тепло внутри вполне обычных домиков, и полная зависимость от прочности внешних инженерных сетей. Прямо как на планерках у Фрадкова по поводу сибирской и дальневосточной зимовки. 

В павильоне Великобритании можно было смакетировать город из деревянных передвижных фигурок и смотреть процесс перестановки в реальном времени на большом экране, куда одновременно проецировалась и твоя рука, и построенный только что тобою город , и все находящиеся в зале люди.

Павильон Кореи порадовал своими яркими контрастными красками и практическими европейскими авангардными приемами абстрактных композиций и европейским архитектурным мышлением. Вот, воистину - слияние культур востока и запада. Осталось слиться демографическими данными и чаще менять Самсунги.

В павильоне Канады можно было весело повертеть педали велосипеда, тем самым ускоряя слайдфильм про проблемы бытия канадцев, обремененных слишком большой для удобства проживания территорией.
Бернард Чуми представил Швейцарию своим экологическим "Овальным городом" для Доминиканской республики, создаваемом на пустом месте.

На манер наших городов на БАМе, но с изрядной порцией экологии, базирующейся на современных научных принципах, а также практически со сталинским космополитизмом: город ни больше ни меньше назывался "Независимым финансовым центром обеих Америк". Интересно, какая Америка заказывала проект? 

Еще один из итальянских павильонов в районе Арсенала показал представительную выставку "Города из камня", где показана история каменных строений, начиная от Александрийского маяка; показаны возможности современного камнестроительного искусства и показаны проекты застройки кварталов для городов Барии, Сиракуз, Кротона, выполненные в стиле грустного русско-итальянского постмодернизма.

Кому -то может и стыдно за такую архитектуру, а , в принципе, традиции и постмодернизм именно в каменной Италии - это почти-что одно и то же. Камень, хоть и выполненный на современном заводе, переживет любую цивилизацию и любого критика. 

Еще была интереснейшая экспозиция, показывающая подземное строительство, в частности проекты и разрезы станций метрополитена Неаполя, выполненные звездами архитектуры. Тут поучаствовали Заха Хадид, Алваро Сиза, Ричард Роджерс, разрушитель Мариинского театра Доменик Перро, деконструктивист Питер Айземанн, известный скульптор Аниш Капур, трактующий архитектурное решение станции "Помпеи" как трещину в земле во время землятресения (чтобы не забывали, с каким драконом рядом живут).

У павильона США можно было поваляться на полосатых и звездных резиновых крокодилах, а внутри разворачивалась драма Нового Орлеана во время нашествия урагана Катрина. Впечатляет! Показана живая, озвученная съемка в момент урагана, а также приведены решения быстровозводимого временного жилища (трейлерного, палаточного, ящичного, мешково-песочного) в связи с необходимостью расселять людей в одночасье потерявших кров. А также, предваряя следующие природные несчастья родины джаза, показаны остроумные проекты домов плавающих, стоящих на сваях и разбегающихся на ножках.

Наиболее впечатляюще выглядела выставка-форум в Кордери-дель-Арсенале (древний венецианский оружейный склад длиной 300 метров и шириной более 30м). Выставка посвящена 16-ти крупнейшим городам - мегаполисам мира от Каракаса (3 млн.жителей) до Токио (35 млн.жителей). 17-25 миллионной Москвы в этом ряду не было.

Выставка прекрасно срежиссирована со всех точек зрения. И много прекрасных экспозиционных находок: объемные подсвеченные графики плотности городов-мегаполисов; в отдельном зале 16 мониторов показывают с одной точки в ускоренном режиме жизнь разных городов, где одновременно ощущается и разница и одинаковость проблем городов, расположенных в разных частях света.

Так в Лос-Анжелесе город целые сутки искрится и играет мириадами огней и световыми дорожками от автомобилей, а в бедном квартале Иоганнесбурга редкая машинешка мелькнет и исчезнет на пустынном булыжнике улицы. 

Вообще России как державы со своими непростыми проблемами, любопытной историей градостроительства, спецификой места (самая большая территория с самым полярным спектром климатических зон), со своим интернационализмом, катаклизмами от природы, самым большим возмутителем спокойствия в мире в виде своего бывшего политического влияния на мировые процессы, влиянием на мировое градостроительство на выставке "как бы" не было. Так же на одной из карт мира вместо Москвы был показан Моршанск (кемеровчанам менее обидно, потому что Кемерова на карте также не было, зато был Киселевск и был Прокопьевск).

Стало быть, настала пора рассказать о российском "как бы павильоне". Когда Бердетта спросили, как он относится к идеям Александра Бродского, назначенного главным режиссером нашего павильона и зацикленного больше на художественных интерпретациях нашего градостроительного бытия, то Бердетт резонно ответил, что на одних интерпретациях выхода из кризиса не найдешь, хотя романтическая экспозиция и привлечет зрителей. Зрителей на самом деле было много.

Только ленивый посетитель не пнул гнилую дверь нашего павильона, представлявшего практически щусевское русскомодернистское здание с вестибюлем, остроумно слепленным из досок, фанеры и пенопласта, имитирующих снег и нашу бедность на фоне роскоши русских владельцев ваучеров.

По поводу отсутствия Москвы в Арсенале Бердетт сказал, что не нашел на Руси организации, способной предоставить ему нужную информацию. Тут или дядя слукавил, или нашим институтам просто деньги не перевели, или цифры статистики были слишком конфидециальные (есть о чем подумать, верно?). 

В итоге Бродского спонсировал РОСИЗО, частные меценаты, Марат Гельман, член комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Гордеев. Вот и развернул Александр на всех этажах павильона свою персональную выставку. Назвалась выставка "Населенный пункт".

В некоторых газетах Италии - "Населенный пункт Венеция". Александр адекватно отностальжировал по прошедшей и настоящей жизни СССР и России, решив вынести сор из избы, причем вынес самый крупный мусор и остроумно раскрасил его в яркоэкскрементный цвет (чуть-чуть недодумав про запах). Кстати, где будет теперь проживать Александр?
 
Красиво там была показана заснеженная Россия: в виде шарманки-аквариума ( в который встроен микрорайон типовой застройки), за ручку которого повертев, можно получить и метель и свет в окнах; а в окнах так знакомые фрагменты нашего быта. - А секс в окнах был? - спрашивают меня невоспитанные архитекторы-домоседы. А как же без него. И водка была, и баптисты, и пенсионерка Клава.

...Тут большая пауза. Водки как раз-то и не было. Знаменитый павильон Бродского "Для водочных церемоний" , построенный из старых форточек в Питере, был представлен только на фотографиях. Зачем мы тогда ездили в Венецию? Отдайте денежки!

Словом, выставка больше задала вопросов, чем показала решений выхода из мирового кризиса. Наш чернушечный павильон был самым незацикленным на проблемах планеты. И впрямь, зачем нам мировые проблемы, когда в России Бродского и так хорошо?
Читатель, а ты разве не в курсе приближающиейся всемирной катастрофы?

Справочка:
Ричард Бердетт - профессор Лондонской школы экономики и бизнеса, архитектурный консультант мэрии Лондона. Бердетт - англичанин итальянского происхождения, и свободно говорит по-итальянски.

Он преподает архитектуру и градостроительство в Лондонской школе экономики. Его специализация - связи между архитектурой, планированием и городским обществом. Бердетт работает в составе управления по архитектуре и градостроительству администрации Большого Лондона и является членом "Комитета по качеству" Барселоны.

Он также консультирует BBC, "Дойче Банк" и Галерею Тейт по архитектурным вопросам.
Ричард Бердетт входил в состав жюри крупных международных конкурсов и выступал в качестве куратора более 40 архитектурных выставок.

© Copyright Ченджу Чен Джу
http://world.lib.ru/j/jarikson_k_i/0002put-arch.shtml