пятница

Санта-Мария делла Салюте.

Венеция -фото
«Венеция -фото»

Базилика Девы Марии Исцелительницы расположена в Dorsoduro sestiere, на узком кусочке земли между Гранд Каналом и Бачино ди Сан Марко. Это одна из так называемых Церквей чумы.

В 1630 Венеция испытала необычно разрушительную вспышку чумы. Как исполненное по обету предложение для избавления города от мора, республика Венеции поклялась построить и посвятить церковь Нашей Деве Исцелительнице. Во время одной из самых жестоких вспышек чумы (в 1630 году), сенаторы дали клятву, что построят прекрасный собор в честь Девы Марии, если она обратит свой взор на Венецию. И, действительно, в скором времени чума ушла. А в Венеции появился собор, возведенный в честь исцелительницы. Считается, что молитва о здравии, произнесенная в этом соборе, никогда не оставляется Мадонной без внимания.

Купол церкви стал важным дополнением к виду Венеции и скоро стал символом города, вдохновляющим таких художников как Canaletto, Дж. М. В. Токарь, Джон Синджер Сарджент и Франческо Гуарди.

История

Начавшись летом 1629, волна чумы достигла Венеции, и за следующие два года убила почти треть населения. В городе умерли 46 000 человек. И вновь, как в ответ на предшествующее нападение чумы (1575-76), когда Palladio попросили спроектировать церковь Redentore, венецианский Сенат 22 октября 1630, установил декретом, что будет построена новая церковь. Она должна была быть посвящена не простой "чуме" или святому заступнику, а самой Деве Марии, которая по многим причинам, как думали, была покровительницей республики.

Было также решено, что Сенат будет посещать церковь каждый год, 22 ноября. На праздновании, известном как Феста делла Мадонна делла Салюте, правители города от Сан Марко идут к храму по понтонному мосту через Гранд Канал для того, чтобы поблагодарить Деву Марию за избавление от чумы. И в настоящее время этот праздник является одним из главных событий в Венеции.

Желание создать храм в месте, которое было бы легко доступно от площади Сан Марко, принудило сенаторов выбрать существующий участок из числа восьми потенциальных местоположений. Санта-Мария делла Салюте, символизирующая благочестие города, стоит рядом с городским административным центром. Спор с патриархом, владельцем церкви и семинарии на участке, был решен, и снос некоторых из зданий начался к 1631.

Был проведен конкурс на лучший проект. Из одиннадцати (включая проекты Алессандро Варотари, Маттео Иньоли, и Бертео Белли), только два были выбраны для заключительного раунда. Архитектор Бальдассаре Лонгена был отобран, чтобы проектировать новую церковь. Это было наконец закончено в 1681, за год до смерти Лонгэны.

Другой проект, созданный для заключительного раунда, принадлежал Антонио Смеролди (il Fracao) и Zambattista Rubertini. Оригинальные планы Белли и Смеролди были обычной переделкой формы, напоминая Redentore Паллэдайо и Сан Джорджио Магджоре, в то время как Вэротэри был геометрической абстракцией.

Предложение Лонгэны было конкретным архитектурным планом, детализируя структуру и затраты. Он написал: "Я создал церковь в форме ротонды, нового изобретения, не построенного в Венеции. Работа очень достойная и желательная многими. Эта церковь, будучи посвященной Счастливой Девственнице, заставила меня думать, что маленький Бог таланта подсказал мне построить церковь в... форма короны."

Хотя Лонгэна видел структуру подобной короне, декоративное круглое здание более походит на гробницу, балдахин, и вышитую перевернутую чашу, которая защищает благочестие города.

Внешность

Это обширное, восьмиугольное здание с двумя куполами и парой живописных колоколен сзади. Фундамент создан из 100 000 деревянных бревен, здание же построено из камня Istrian и marmorino (кирпич, покрытый мраморной пылью). В вершине фронтона статуя Девы Марии, которая царствует в церкви, установленной в ее честь. Фасад украшен изображением Святого Джорджа, Святого Теодора, Евангелистов, Пророков, Джудит с головой Холоферны.

Интерьер

Внутренний проект тоже весьма примечателен. Восьмиугольная церковь перекликается с Византийскими проектами, такими как Базилика Сан Витале. Интерьер разграничивала окраска материала его архитектурных элементов. Центральный неф с его кольцом святых на балюстраде - новый проект. Здесь полно символики Девы Марии – большой купол представляет ее корону, пещеристый интерьер ее лоно, восемь сторон - это восемь лучей на ее символической звезде.

Интерьер является восьмиугольным с восемью исходящими часовнями на внешнем ряду. Три алтаря направо от главного входа украшены сценами от жизни Девы Марии, Лукой Джордано. Третий алтарь налево от входа имеет Золотисто-каштановым роспись, сюжетом которой является Спуск Святого духа.

 Скульптурная группа в главном престоле, изображая царицу небес, удаляющую Чуму (1670), была шедевром фламандского скульптора Жоса де Корта. Она напоминает живопись Алессандро Варотари "Девственницу, держащую церковь", которую живописец представил со своим архитектурным проектом.

Тинторетто добавил "Брак в Кане" в большой ризнице, который включает автопортрет. Он же нарисовал Святого Марка возведенным на престол святыми, запрестольный образ ризницы, а также росписи потолка - Давид и Голиаф, Абрахам и Айзек, Каин и Авель, и восемь Целителей Церкви, Евангелистов, всех в большой ризнице, и Пентекоста в нефе.

Влияние

Церковь имела большое влияние на современных архитекторов немедленно после его завершения. Проекты, созданные позже, включают базилику в Святую Гору в Глоговко, построенную польскими итальянцами Иржи Кэтенэззи, Яном Кэтенэззи и Помпео Феррари между 1675-1728 согласно оригинальному проекту Baldassarre Longhena. Другой пример - Церковь Катарины в Стокгольме, построенная в 1723 Жаном де ла Валле, восстановленная Гораном Джозуа Аделкрэнцем.