вторник

Гондолы и гондольеры.

Вечер в Венеции
«Вечер в Венеции» на Яндекс.Фотках

Символ Венеции – гондола. Это не только транспорт, это легенда, романтика и произведение искусства.
Гондолы появились в Венеции вместе с первыми дожами еще в VII веке нашей эры. Их собирают из более чем 200 деталей. Для постройки гондолы используется до восьми пород дерева. Это дуб, ель, вишня, орех, липа, красное дерево, вяз. Еще при расчётах нужно учесть вес гондольера, чтобы лодка была быстрой и маневренной. Основные инструменты до сих пор - топор и лучковая, натяжная пила. Стоимость одной гондолы до 30000 евро, а время изготовления до трех лет, но это в среднем. Точных границ вам никто не назовет. Ведь только древесина сохнет в течение нескольких лет.


на большом канале
«на большом канале»

Каналы Венеции...
«Каналы Венеции...»
по каналам Венеции
«по каналам Венеции»

Гондолы внешне громоздки, но легки в управлении и функциональны, они асимметрично устроены: правая сторона выше, а левая ниже для уравновешивания тяжести гребца. Гребец действует веслом только справа, и чтобы при движении лодка не отклонялась влево, в воде он описывает веслом фигуру вроде латинской буквы «J». Такой маневр существенно снижал скорость k5;ондолы. В XIX веке корпус лодки измени
83;и так, чтобы левый борт почти на полметра дальше, чем правый, отстоял от ее продольной оси, или, как говорят корабелы, от диаметральной плоскости.

Весло вставляется в единственную уключину. Она тоже деревянная. Ее изготавливают из орехового дерева. В такой уключине имеется ряд пазов, куда попеременно можно вставлять весло, меняя длину рычага и тем самым регулируя скорость движения гондолы.
Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад. Опытный гондольер никогда не расстается со своей уключиной. Привязывая на ночь гондолу возле причала, он обязательно заберет форколу («вилку») с собой. Это не удивительно, ведь стоит она целых 900 евро.

Нос гондолы украшает железный штандарт ferro, верхняя часть которого является также противовесом и самой высокой точкой всей гондолы. С ее помощью гондольер может понять, сможет ли гондола пройти под встречным мостиком, и насколько нужно пригнуться, чтобы не оказаться в воде. Есть в Венеции и такие места, где гондола пройти не может, и тогда приходится пользоваться менее крупными лодочками.

Форма гондолы чем-то напоминает длинного черного угря. Есть даже предположение, что слово gondola происходит от gonger, морской угорь. Правда, размеры и цвет гондол ранее были другими. Многие из них отличались роскошко отделаны, с позолотой и инкрустацией.

С XVIII века все гондолы делаются одного размера - 11 метров в длину и 1.4 м в ширину. Вес гондолы около 600 кг. Работа гондольера - профи – это не столько тяжелый труд, сколько искусство. Общая униформа у гондольеров: темный низ и полосатый верх.


Гондольер
«Гондольер»

Но это летом. Зимой они выглядят несколько иначе. Но ведь работают!
Гондольеры.
«Гондольеры.»

Ежегодно в июле в Венеции проходит парад гондольеров, весьма интересное зрелище.

 Есть несколько предположений, почему гондола стала черной:
1) в годы чумы, в середине XVI века, тела умерших перевозили на гондолах. Роскошные веселые лодки во время всеобщего траура стали неуместны, и их перекрасили в черный.

2) раньше гондолы были цветными, а каждая богатая семья старалась показать свое превосходство и богатство и украшала свою гондолу различными громоздкими декорациями,…отчего на них стало трудно передвигаться. тогда король Венеции приказал всем перекрасить гондолы в черный цвет и убрать всё лишнее.

3) венецианцы очень любили украшать свои гондолы, когда-то давно они были цветными. Гондольеры расписывали их золотом и яркими красками. Украшали цветами. Но на этих легких лодках к любовницам плавали не только простые горожане, но и уважаемые знатные вельможи. Они-то и задумались о конспирации и издали указ, после которого все гондолы стали похожи друг на друга и были покрашены в черный цвет.

Первыми гондольерами были черные рабы, принадлежавшие богатым венецианским семьям. Со временем образовалась корпорация гондольеров. Эти люди гордились своей профессией. В конце XV века в Венеции было от 15 до 29 тысяч гондольеров. Вместе со своими семьями они составляли по численности четверть населения города.

Сегодня Ассоциация гондольеров ограничивает их количество, по разным источникам, от 405 до 425. Конкуренция среди претендентов очень велика. Чтобы попасть в элитный клуб венецианских гондольеров, нужно сдать много экзаменов: среди них — по английскому языку, плаванию и маневрированию, а также, естественно, по географиl0; Венеции. Но те, кому повезло, считают, что жизнь — удалась.


Гондольер
«Гондольер»
В узком канале гондольеру приходится отталкиваться от стен домов ногами.

Гондола рассчитана на 6 пассажиров. Работа гондольеров регламентируется мэрией, и существуют официальные расценки на услуги гондольеров. Стоимость «базовой» 40-минутной поездки сейчас составляет 90 евро. Но венецианские гондльеры редко соблюдают официальные расценки. Цену лучше обговорить до поездки непосредственно с гондольером: обычно за 40 минут он просит 100 евро, независимо от числа пассажиров, но, наверняка, высадит вас уже через полчаса.

Вечером покататься будет дороже на 25%, цена ночных вырастает до 50% против «базовой». Кроме того, у гондольеров есть стандартные маршруты, по которым они готовы вас катать. Если же вам нужен другой, то это уже будет по договорным расценкам.


Гондольеры...в ожидании
«Гондольеры...в ожидании»

Гондольеры всегда охотно выступали в регатах (это слово — венецианского происхождения), где могли показать свои ловкость, силу и профессиональное мастерство. Правда, был долгий период, когда регаты не проводились. Но в 1976 г. традицию восстановили. Теперь ежегодно сотни профессиональных гондольеров и любителей участвуют в морском марафоне на 32 км.

Гондольер
«Гондольер»
Да, позировать они умеют.